Костяной фарфор – штучный материал, требующий особого подхода. Часто говорят о его хрупкости, но дело не только в этом. Важнее понимать, как именно формируется его прочность и как это влияет на функциональность готового изделия. И вот, возьмем за основу обычную, казалось бы, простую 6-дюймовую костяную фарфоровую пиалу. На первый взгляд, что тут сложного? Но за кажущейся простотой скрывается целый ряд технологических и эстетических аспектов, которые определяют успех всего производства. Я не претендую на исчерпывающую истину, но постараюсь поделиться тем, что накопил за годы работы в этой сфере. Многочисленные эксперименты и, признаюсь, не всегда удачные попытки, научили меня многим вещам. Начну, пожалуй, с того, как часто недооценивают роль исходного сырья.
Не все костяной фарфор делают из настоящей кости, хотя это и исторически сложилось. Сейчас чаще используют коллоидную целлюлозу, которая имитирует структуру костного мозга. Но, если говорить о традиционном подходе, то процесс начинается именно с кости – обычно это кости крупного рогатого скота, которые подвергаются тщательному очищению и обработке. Полученная костная масса прессуется, смешивается с глиной и другими добавками, а затем обжигается при высоких температурах. Важно понимать, что качество исходного материала напрямую влияет на финальный результат. Некачественная коллоидная целлюлоза приводит к неоднородности структуры, а кость низкого качества может повлиять на цвет и прочность изделия. Мы, в OOO Туншэн Керамика, тщательно контролируем поставщиков сырья, так как понимаем, что это фундамент всего процесса. Несколько раз сталкивались с проблемами из-за некачественной целлюлозы – пиалы получались с трещинами и неровной поверхностью. Это, конечно, негативно сказывалось на объеме отходов и, соответственно, на прибыли. Именно поэтому уделяю так много внимания выбору поставщика.
Использование коллоидной целлюлозы – это, безусловно, шаг вперед в плане масштабируемости и стоимости. Однако, однородность этой целлюлозы – критически важный параметр. Если в ней присутствуют примеси, например, не полностью расплавленные остатки биополимеров, это может привести к неравномерному обжигу и образованию дефектов. Мы однажды столкнулись с проблемой, когда при обжиге пиал с добавленной коллоидной целлюлозой начали появляться небольшие 'пузырьки' в фарфоре. Пришлось временно отказаться от использования данного типа целлюлозы и вернуться к более традиционному, но более трудоемкому процессу. В итоге, нашли поставщика, который гарантирует высокую степень чистоты своей коллоидной целлюлозы, что позволило нам вернуться к производству без каких-либо проблем.
Помимо чистоты, нужно учитывать и степень дисперсности коллоидной целлюлозы. Более мелкая дисперсность обычно приводит к более равномерному распределению и лучшим механическим свойствам готового изделия. Но здесь важно найти баланс: слишком мелкая дисперсность может привести к увеличению вязкости массы и затруднить формование. Это, кстати, одна из причин, почему ручное формование пиал считается более престижным, хотя и более затратным по времени. В автоматизированном производстве приходится тщательно подбирать параметры смешивания и формования, чтобы добиться оптимального результата.
Формование 6-дюймовой костяной фарфоровой пиалы – еще один важный этап. Существует несколько способов – литье, прессование, экструзия. Литье, как правило, используется для более сложных форм, а прессование – для более простых, таких как пиалы. Прессование позволяет получать изделия с высокой плотностью и минимальным количеством дефектов. Мы в OOO Туншэн Керамика используем гидравлический пресс для формования пиал. Это позволяет нам получать изделия с точными размерами и гладкой поверхностью.
Одна из распространенных проблем при прессовании костяного фарфора – это его склонность к деформации. Это связано с его высокой пластичностью и низкой вязкостью. Чтобы избежать деформации, необходимо тщательно контролировать давление пресса и время выдержки формы. Мы, к сожалению, не избежали этой проблемы в начале работы с новым прессом. Неправильно настроенные параметры приводили к тому, что пиалы получались с небольшим перекосом. Пришлось проводить длительную калибровку пресса и экспериментировать с параметрами прессования. Этот процесс занял несколько недель и потребовал значительных затрат времени и ресурсов.
Не стоит забывать и о качестве формы. Форма должна быть идеально гладкой и без дефектов, чтобы избежать переноса дефектов на готовое изделие. Мы используем формы из высококачественного полиуретана, которые позволяют получать пиалы с отличной поверхностью. Однако, даже при использовании качественных форм иногда возникают небольшие дефекты. В таких случаях приходится прибегать к ручной обработке поверхности.
Обжиг – это, пожалуй, самый ответственный этап в производстве костяной фарфоровой пиалы. Температура обжига, атмосфера в печи и время выдержки – все это влияет на прочность, цвет и блеск готового изделия. Для костяного фарфора обычно используют температуру обжига в диапазоне градусов Цельсия. Атмосфера в печи может быть окислительной или восстановительной. Окислительный обжиг придает изделию белый цвет, а восстановительный – кремовый или коричневый. Мы в OOO Туншэн Керамика используем окислительный обжиг, так как предпочитаем белый цвет.
Скорость охлаждения после обжига также играет важную роль. Слишком быстрое охлаждение может привести к образованию трещин, а слишком медленное – к снижению прочности. Мы стараемся охлаждать изделия постепенно, чтобы избежать этих проблем. Для этого используем специальную печь с контролируемым охлаждением.
Важно также учитывать размер партии и характеристики печи. Для больших партий может потребоваться использование печей с более высокой мощностью и более равномерным распределением температуры. В противном случае, может возникнуть неравномерный обжиг, что приведет к снижению качества изделий. Именно поэтому мы постоянно инвестируем в модернизацию нашего оборудования. Например, недавно приобрели новую печь с автоматическим контролем температуры и влажности, что позволило нам повысить качество и стабильность производства.
После обжига 6-дюймовые костяные фарфоровые пиалы могут нуждаться в постобработке. Это может включать в себя шлифовку, полировку и декорирование. Шлифовка используется для удаления небольших дефектов поверхности, а полировка – для придания изделию блеска. Декорирование может быть выполнено с помощью различных техник – роспись, гравировка, нанесение глазури. Мы в OOO Туншэн Керамика предлагаем широкий спектр декоративных услуг.
Ручная полировка – это трудоемкий процесс, требующий высокой квалификации мастера. Однако, она позволяет добиться наилучшего результата. При ручной полировке важно использовать качественные полировальные пасты и инструменты, а также соблюдать правильную технику полировки. Мы тщательно отбираем мастеров, выполняющих полировку, и регулярно проводим с ними обучение.
Сейчас все больше популярным становится использование автоматизированных полировальных машин. Они позволяют значительно повысить производительность и снизить затраты на полировку. Однако, автоматизированная полировка не всегда позволяет добиться такого же качества, как ручная. Поэтому, в некоторых случаях мы сочетаем ручную и автоматизированную полировку.