Костяной фарфор... Часто это словосочетание вызывает в голове какие-то романтические образы, изящные чашки и чайные сервизы с замысловатыми узорами. И действительно, китайский посуда из костяного фарфора, особенно в необычных формах, вроде облаков, может быть настоящим произведением искусства. Но что скрывается за этой красотой? Какие нюансы нужно учитывать при работе с этим материалом, и какие ошибки часто допускают? Попробую поделиться своим опытом, как того, кто не один год погружен в производство и экспорт керамики.
Для начала стоит разобраться, что же такое костяной фарфор и чем он отличается от обычного. Основное отличие – наличие в составе абразивных веществ, чаще всего костной пудры. Это придает изделию особую белизну, прочность и легкость. Белизна, кстати, – это не просто эстетическое качество. Сложность добиться идеально белого цвета при традиционной керамике огромна, а вот костяной фарфор от природы обладает этим преимуществом.
При производстве костяного фарфора используется несколько технологических приемов, которые отличают его от производства обычной керамики. Например, более высокая температура обжига, что необходимо для спекания костной пудры. Иначе изделие может трескаться. Иногда для достижения нужной прочности добавляют кварцевый песок. Это сложный процесс, требующий тщательного контроля каждого этапа. И это не просто 'помешать и обжечь', как многие думают. Постоянное давление в печи, оптимальный режим нагрева... Это все критично.
Китай, безусловно, является одним из ведущих производителей костяного фарфора в мире. Традиции производства передаются из поколения в поколение, но вместе с тем китайские производители постоянно адаптируются к современным требованиям рынка. Например, сейчас наблюдается повышенный спрос на изделия в необычных формах – именно формы в виде облаков, птиц, растений пользуются особенной популярностью у западных заказчиков. Понятно, что эта популярность обусловлена не только эстетическим притяжением, но и возможностью использования этих форм для различных сервизов – чашек, блюдец, чайников.
Мы, в OOO Туншэн Керамика, наблюдаем, как китайские мастера, хоть и опираясь на многовековые традиции, экспериментируют с цветами и декором. Старые техники росписи сочетаются с современными технологиями нанесения глазури. Иногда это получается великолепно, иногда – не совсем. Например, пытались недавно нанести сложные золотые узоры на костяной фарфор с использованием 3D-печати. В теории – все прекрасно, на практике – возникли проблемы с адгезией золотой пыли к поверхности, требовался дополнительный этап обработки.
Работа с костяным фарфором – это не просто изготовление керамической посуды. Это требует опыта и знаний. Одна из основных проблем – это высокая стоимость сырья. Костная пудра – это дорогостоящий ингредиент, а его качество напрямую влияет на конечный продукт. Иногда встречаются предложения по использованию искусственной костной пудры, но это, как правило, приводит к ухудшению свойств изделия.
Еще одна проблема – это склонность к трещинам при неправильном обжиге. Поэтому критически важно использовать современное оборудование с точным контролем температуры и давления. Также важна правильная подготовка изделия к обжигу – избегать резких перепадов температуры, правильная сушка. Иначе даже самое красивое изделие может разрушиться. В нашей практике были случаи, когда из-за недостаточного контроля влажности в печи весь партион посуды из костяного фарфора треснул. Это, конечно, серьезная потеря.
Если говорить об экспорте костяного фарфора из Китая, то здесь тоже есть свои особенности. Во-первых, это логистика. Объемный и хрупкий товар требует особого подхода к упаковке и транспортировке. Иначе рискуешь получить поврежденную партию. Мы используем специальную упаковку из пенополистирола и пузырчатой пленки, а также страхование груза.
Во-вторых, это сертификация. Для продажи костяного фарфора в Европе и других странах необходимо соблюдать определенные стандарты безопасности. Это касается состава глазури, наличия вредных веществ и т.д. Наша компания сотрудничает с сертифицированными лабораториями, которые проводят все необходимые испытания. Это, конечно, дополнительные затраты, но без этого никуда.
Посуда из костяного фарфора в форме облаков из Китая – это не просто красивая вещь. Это результат сложного технологического процесса, требующего опыта, знаний и внимания к деталям. Производство и экспорт таких изделий – это непростое, но интересное занятие. И, я уверен, что в будущем спрос на эту продукцию будет только расти. Потому что, несмотря на все сложности, красота и изящество костяного фарфора всегда будут востребованы.